В экспозиции под открытым небом представлены корабли-герои Ладожской трассы, элементы корабельного оборудования, транспортный самолет Ли-2Т, артиллерийские орудия.
Перевозки и оборона водной трассы в годы войны осуществлялись силами Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства. Корабли Ладожской военной флотилии вели обстрел позиций противника на берегу, поддерживая огнем действия сухопутных войск на приозерных фронтах, проводили высадку десантов Красной Армии и уничтожали десанты врага, вступали в бой с кораблями противника. Совместно с судами Северо-Западного речного пароходства они выполняли перевозки по «Дороге жизни»: доставку грузов, эвакуацию гражданского населения и промышленного оборудования Ленинграда.
На открытой площадке музейного комплекса установлены буксирный пароход «Ижорец № 8» и самоходный двухтрюмный тендер. «Ижорец» — это тип буксирных пароходов, построенных на Усть-Ижорской верфи в 1934–1940 годах. Во время Великой Отечественной войны такие пароходы использовались в военных целях как тральщики, сторожевые корабли и канонерские лодки. «Ижорец № 8» был построен в 1935 году, а во время войны под командованием Н. Д.Бабошина обеспечивал перевозки грузов на баржах между Осиновцом и Кобоной на Ладоге. В 1976 году он был передан филиалу Центрального военно-морского музея «Дорога жизни» и установлен на открытой площадке.
К началу второй военной навигации было значительно увеличено количество транспортных средств. Специально для Ладоги построили 118 тендеров двух- и однотрюмных, грузоподъемностью 25 и 15 т соответственно. На них были установлены автомобильные двигатели от грузовика ЗИС-5 мощностью 75 л.с., обеспечивавшие скорость 5–6 узлов. На Дороге жизни тендеры совершали по три рейса в сутки и в навигацию 1942 года доставили в Ленинград более 150 тысяч тонн продовольствия и почти 100 тысяч бойцов. В 1943–1944 годах эти тендеры использовали для высадки десантов, а также постановки и траления мин в различных местах боевых действий — на Ладожском и Чудском озерах, в Балтийском море.
На площадке представлены фрагменты оборудования кораблей, действовавших на Ладоге в дни Великой Отечественной войны: гребной винт и швартовный кнехт канонерской лодки «Бира», якорь Холла со сторожевого корабля «Конструктор», часть борта канонерской лодки «Бурея» с буквами наименования корабля.
Канонерская лодка «Бира» была построена как грунтоотвозная шаланда по заказу Балттехфлота в Гамбурге (Германия) в 1940 году. В июле 1941 года она была переоборудована в канонерскую лодку и прослужила на Ладоге до 1944 года, осуществляя конвоирование судов, перевозку войск и грузов. За время службы лодка несколько раз получала повреждения от попаданий авиабомб и снарядов, поддерживала десантные и наступательные операции. На Ладоге служили и другие, однотипные с ней канонерские лодки — «Селемджа», «Олекма», «Бурея», «Нора».
В центре музейного комплекса установлен транспортный самолет Ли-2Т. Авиация сыграла большую роль в жизни блокадного Ленинграда. Авиамост для срочной организации транспортной связи между осажденным Ленинградом и страной был установлен в сентябре 1941 года. До начала полноценной работы ледовой трассы авиаснабжение города составляло значительную часть от всего грузопотока. Согласно постановлению Государственного Комитета Обороны «Об организации транспортной воздушной связи между Москвой и Ленинградом» от 20 сентября 1941 года предполагалось доставлять в город ежедневно по 100 т грузов и эвакуировать 1000 человек. 21 ноября 1941 года в город была доставлена максимальная партия грузов — 214 т. С сентября по декабрь 1941 года в Ленинград авиатранспортом доставили более 5 тысяч т продовольствия и вывезли 50 тысяч человек, в том числе квалифицированных рабочих, специалистов, учёных и детей. Основные пассажирские и грузовые перевозки осуществлялись устаревшими самолетами ТБ-3 и новыми Ли-2, спроектированными на базе американского Douglas DC-3. В 1942–1945 годах на ташкентском авиазаводе было выпущено 2258 самолетов Ли-2, которые использовали в различных модификациях как транспортные, десантные, бомбардировочные.
Борьба за воздух над Ладогой велась наземными, корабельными и воздушными средствами. В небе Дорогу жизни прикрывали истребители Ладожской авиационной группы Ладожской военной флотилии. По берегам располагались зенитные расчеты, перекрывавшие дальностью стрельбы воздушное пространство над водным и ледовым маршрутами. Важную роль в воздушном прикрытии транспортных конвоев играли корабли Ладожской военной флотилии. Все боевые корабли оснащались в первую очередь зенитной или универсальной артиллерией, с помощью которой успешно отражали налёты вражеских бомбардировщиков и истребителей.
На набережной музейного комплекса представлена корабельная артиллерия периода Великой Отечественной войны. 45-мм пушка 21-К стояла на вооружении всех надводных и подводных кораблей советского флота как крупных, так и небольших вспомогательных и была наиболее массовым корабельным зенитным орудием. Корабельное 76-мм зенитное орудие устанавливалось практически на всех советских кораблях: линкорах, крейсерах, лидерах, эсминцах, морских охотниках, вспомогательных судах, а также бронепоездах. 37-мм зенитная пушка 70-К, принятая на вооружение ВМФ в 1940 году, во время войны постепенно заменяла устаревшие орудия 21-К. 85-мм артиллерийская установка 90-К была разработана в 1941 году для замены 34-К. С 1942 по 1949 год в Свердловске было изготовлено 320 таких установок. Корабельная зенитная установка В-11 (спаренная 37-мм артустановка) разрабатывалась на базе пушки 70-К, выпускалась с 1944 года и серийно производилась в послевоенные годы на заводе №4.
Для эффективной борьбы с наступающими сухопутными частями противника, чтобы препятствовать высадке немецких и финских десантов, побеждать в столкновениях с кораблями противника, оказывать помощь сухопутным частям в наступлениях, корабли Ладожской военной флотилии регулярно использовали свою артиллерию среднего калибра. Так, на канонерских лодках и сторожевых кораблях Ладожской военной флотилии были установлены орудия калибра 100 и 130 мм.130-мм артиллерийские установки Б-13 различных модификаций были орудиями главного калибра советских лидеров проекта 1, эсминцев проектов 7 и 7У, ряда минных заградителей и канонерских лодок, в том числе кораблей Ладожской военной флотилии. Они также использовались и на береговых батареях. Орудия Б-13 обладали хорошей скорострельностью, дальностью стрельбы свыше 25 км, за счёт чего вели эффективный обстрел как кораблей, так и сухопутных частей противника, а также мощный зенитный огонь по воздушным целям на сверхмалых и малых высотах. Достоинством установки была простота конструкции, позволявшая устанавливать ее даже на небольшие вспомогательные суда, среди недостатков можно назвать низкую живучесть ствола. Первая серия Б-13 имела щиты коробчатой формы, вторая — обтекаемой, третья серия отличалась устройством досылателя. За всё время было изготовлено 885 артиллерийских установок Б-13. Артиллерийские установки в башне танка Т-34 с пушками калибра 76 мм находились на вооружении бронекатеров Ладожской военной флотилии.
Натиск немецких и финских сухопутных войск сдерживали с помощью пушек и гаубиц, танков и минометов, стоявших на вооружении частей Красной Армии, защищавших город. Упорное сопротивление красноармейцев, моряков, местных жителей не позволило противнику ни войти в город, ни продвинуться дальше вдоль берегов Ладожского озера, чтобы отрезать Ленинград от Дороги жизни. 76-мм полковая пушка обр. 1927 года; 52-П-353, 76-мм дивизионная пушка обр. 1942 года; ЗИС-3, 122-мм гаубица обр. 1938 года; М-30 и 152-мм гаубица обр. 1943 года; Д-1 — эти орудия принимали участие в сухопутной обороне и прорыве блокады Ленинграда.
На территории музея возле набережной расположен памятник в честь защитников Дороги жизни. Памятник был создан в Студии военных художников имени М. Б. Грекова при участии специалистов Центрального военно-морского музея.