Приказом Главнокомандующего Военно-Морским Флотом № 443 от 14 ноября 1968 года был создан филиал Центрального военно-морского музея «Дорога жизни». До открытия филиала ЦВММ в двух залах Осиновецкой школы размещалась выставка об участниках событий на Дороге жизни.
Филиал открыл свои двери для посетителей 12 сентября 1972 года, в день 31-й годовщины начала работы водной военной коммуникации. Музей разместился в здании бывшей пекарни на берегу Ладоги, недалеко от мыса Осиновец, откуда начиналась легендарная «Дорога жизни». Во время Великой Отечественной войны в этом здании находились столовая, Красный уголок и располагалось также руководство Осиновецкой военно-морской базы. Здание сильно пострадало от бомбардировок и в связи с решением о предоставлении его под музей потребовалась серьезная реконструкция: его подвели под крышу, произвели внешние и внутренние работы.
Силами научных сотрудников Центрального военно-морского музея и при активном участии работников филиала была создана экспозиция музея «Дорога жизни». Большой вклад в эту работу внесли: ученый секретарь ЦВММ Е.П.Кушнарев, начальник отдела фондов Л.С.Золотарев, главный хранитель ЦВММ Л.Л.Курочкин, начальник отдела фондов Г.П.Осетров, старшие хранители Л.Л.Ларионов, М.М.Фарафонов, Л.А.Шимкевич, Т.П.Акулова, П.В.Крутов, Б.П.Левченко, старший научный сотрудник А.П.Куликов, научный сотрудник В.Б.Морозова, научные сотрудники филиала Е.Ф.Кузьмин, Л.А.Гойдина, И.А.Кагарлицкая и др. Самое активное участие в создании экспозиции музея приняли ветераны армии и флота, возглавляемые председателем Совета содействия филиалу ЦВММ «Дорога жизни» контр-адмиралом в отставке С.В.Кудрявцевым. В создание музея «Дорога жизни» внесли свой вклад бывший командир Ладожской военной флотилии вице-адмирал В.С.Чероков, председатель Совета ветеранов Ладожской военной флотилии З.Г.Русаков, бывший комиссар Ладожской военной флотилии Н.Д.Фенин, бывший заместитель начальника Северо-Западного речного пароходства А.Н.Новоселов, председатель Совета ветеранов автомобилистов А.Л.Пейсах, ветераны Ладоги В.К.Шурпицкий и Л.Д.Иванов, начальник судоремонтных мастерских в Осиновце Б.М.Сарибан, начальник Кобоно-Кореджского порта П.В.Войк и многие другие.
На месте работу возглавил, вложив в организацию экспозиции филиала много энергии, труда и творческой инициативы, военный комиссар лидера эскадренных миноносцев КБФ «Ленинград» в 1942–1943 годах, капитан 1 ранга Петр Лазаревич Редькин, первый заведующий филиалом. Экспозиция музея включала в себя предметы из собрания Центрального военно-морского музея, материалы из личных архивов, собранные для выставки, и постоянно пополнялась благодаря участию военных и общественных организаций, а также участию поисковых отрядов, поднимавшим со дна Ладоги памятники военной истории. Моряки Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и сотрудники Северо-Западного речного пароходства своими руками изготовили и подарили музею более десяти моделей кораблей, участвовавших в годы войны в боях и перевозках на Ладожском озере. От автозавода г. Горького были переданы в дар модели автомобилей ГАЗ-АА. Усилиями ветерана Ладоги А.Н.Иванова был разыскан и доставлен на вечную стоянку буксирный пароход «Ижорец-8». На открытой площадке были выставлены автомашины, на которых перевозили грузы и эвакуировали людей в период блокады. Комсомольцы Северо-Западного управления гражданской авиации установили транспортный самолет Ли-2. Здесь же были размещены зенитные, полевые и корабельные орудия. В 1977 году были завезены и установлены артиллерийские орудия Б-13 с канонерских лодок Ладоги и башенное 76-мм орудие с бронекатера Ладожской военной флотилии. В 1978 году вышел в свет путеводитель музея «Дорога жизни», подготовленный В.Ф. Павлюченко и П.Л. Редькиным.
Музей сразу же стал центром встреч ветеранов Великой Отечественной войны, местом ежегодных торжественных мероприятий в честь Дня Победы. В филиале «Дорога жизни» в течение года командованием воинских частей проводилось свыше 15 массовых мероприятий, в том числе приведение к присяге, вручение погон младшим командирам и др. Вместе с филиалом ЦВММ «Дорога жизни» создавался полный музейный комплекс, включивший в себя Ладожский курган, где были перезахоронены воины, погибшие во время блокады Ленинграда.
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне было принято решение о полной реконструкции территории филиала «Дорога жизни». К открытию реконструированного музейного комплекса 9 мая 2015 года построили здание для открытого хранения крупногабаритных экспонатов, новую набережную, провели озеленение и дополнили экспозицию на открытом воздухе. Была проведена масштабная реставрация автомобиля ГАЗ-АА и самолета Ли-2. К Дню Военно-Морского Флота в 2016 году достроили современное здание музея, административно-бытового комплекса, павильона для катера Ладожской военной флотилии типа МО-4. Были закончены работы по обновлению и ремонту буксира «Ижорец-8», принят на временное хранение ряд экспонатов из собрания Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи и Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда в рамках совместных проектов. В работе над созданием нового музейного комплекса «Дорога жизни» принимали участие Управление культуры Министерства обороны РФ, ООО «Евро-Люкс», ООО «ГУОВ» ЗВО, ООО «Строй Инвест», ООО «Ремфасад», ООО «Кронштадт технологии», ООО «Лазком плюс», ООО «Арсенал», ООО «Ария», ОАО «Адмиралтейские верфи».