В экспозиции зала повествуется об истории создания подводного флота на Балтике. Интерес к плаванию под водой возник у людей еще в глубокой древности. В России первую серьезную попытку создать подводный аппарат предпринял плотник судостроительной верфи Ефим Никонов, подавший Петру I челобитную о постройке потаенного судна – прообраза подводной лодки.
Выдающимся событием в области подводного кораблестроения стало испытание в 1834 году в Санкт-Петербурге первой в мире цельнометаллической подводной лодки, построенной по проекту военного инженера К.А. Шильдера. Позднее большой вклад в развитие подводного флота внесли русские инженеры И.Ф. Александровский, С.К. Джевецкий, создавшие различные проекты субмарин, в том числе с электродвигателем, работающим от аккумуляторных батарей.
В начале XX столетия подводные лодки начали всерьез рассматривать как средство борьбы с противником. Первыми русскими субмаринами, поступившими на флот в качестве боевого корабля в 1904 г., стали подводные лодки «Дельфин», принявшие участие в Русско-японской войне.
Наиболее современными лодками в Первой мировой войне стали субмарины типа «Барс», представленные в зале моделью подводной лодки «Пантера».
Первые подводные лодки советской постройки, к которым относятся субмарины типа М, Щ, С, имели небольшое водоизмещение, что делало их пригодными для применения на Балтике, и отличались высокими тактико-техническими элементами.
Подводная лодка М-81, принимавшая участие в первые дни Великой Отечественной войны в несении боевого дозора, подорвалась на донной мине и затонула в июле 1941 года. Она была обнаружена поисковой экспедицией в 1949 году в акватории Балтийского моря близ острова Вормси и поднята в 1965 году. Подлинные экспонаты с борта этой субмарины представлены в музее.