• Вопрос-ответ
  • Телефоны и e-mail
!
Русский English Chinese
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Сайт празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
  • Санкт-Петербург, пл. Труда, д. 5
  • Музей открыт с 10:00 до 18:00
    Касса работает до 17:15
Ассоциация военно-морских музеев
Ассоциация военно-морских музеев
Купить билет Филиалы Ассоциация военно-морских музеев
Ассоциация военно-морских музеев
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого «ЦВММ»
  • Новости
    • Новости
    • Подписка на новости
    • Знаменательные даты
    • Архив новостей
    • Анонсы
  • Музей
    • Музей
    • История музея
    • Госкаталог
    • Документы
    • Музейные отделы
    • Мастерские
    • Научно-практическая деятельность ЦВММ
    • Издательская деятельность
    • Предоставление изображений (электронных копий) музейных предметов
    • Собирательская деятельность музея
    • Годовой отчет
    • Музыкальный салон
  • Филиалы
    • Филиалы
    • Филиал музея на крейсере «Аврора»
    • Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
    • Музей «Дорога жизни»
    • Кронштадтская крепость
    • Музей Балтийского флота
    • Крейсер «Михаил Кутузов»
    • Музей Черноморского флота в г. Севастополь
  • Экспозиция
    • Экспозиция
    • Великая Отечественная война в экспозиции и в истории ЦВММ
    • Выставки
    • Передвижные выставки
  • Коллекции
    • Коллекции
    • Корабельный фонд
    • Оружейный фонд
    • Фонд изобразительного искусства
    • Знаменный фонд
    • Фонд проектов кораблей (чертежный)
    • Специальный фонд
    • Рукописно-документальный фонд
    • Фотонегативный фонд
    • Глоссарий
  • ПОСЕТИТЕЛЯМ
    • ПОСЕТИТЕЛЯМ
    • Купить билет ONLINE
    • Цены на билеты в музей
    • Правила продажи билетов
    • Правила поведения в музее
    • Посещение фондов музея
    • ЭКСКУРСИИ
    • Для детей и подростков от 6 до 12 лет
    • Пушкинская карта
    • Доступная среда
    • Дополнительные услуги
    • Вопрос-ответ
    • Оценка качества услуг
    • Поддержка музейных проектов
  • Контакты
  • Новости
    • Подписка на новости
    • Знаменательные даты
    • Архив новостей
    • Анонсы
  • Музей
    • История музея
    • Госкаталог
    • Документы
    • Музейные отделы
    • Мастерские
    • Научно-практическая деятельность ЦВММ
    • Издательская деятельность
    • Предоставление изображений (электронных копий) музейных предметов
    • Собирательская деятельность музея
    • Годовой отчет
    • Музыкальный салон
  • Филиалы
    • Филиал музея на крейсере «Аврора»
    • Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
    • Музей «Дорога жизни»
    • Кронштадтская крепость
    • Музей Балтийского флота
    • Крейсер «Михаил Кутузов»
    • Музей Черноморского флота в г. Севастополь
  • Экспозиция
    • Великая Отечественная война в экспозиции и в истории ЦВММ
    • Выставки
    • Передвижные выставки
  • Коллекции
    • Корабельный фонд
    • Оружейный фонд
    • Фонд изобразительного искусства
    • Знаменный фонд
    • Фонд проектов кораблей (чертежный)
    • Специальный фонд
    • Рукописно-документальный фонд
    • Фотонегативный фонд
    • Глоссарий
  • ПОСЕТИТЕЛЯМ
    • Купить билет ONLINE
    • Цены на билеты в музей
    • Правила продажи билетов
    • Правила поведения в музее
    • Посещение фондов музея
    • ЭКСКУРСИИ
    • Для детей и подростков от 6 до 12 лет
    • Пушкинская карта
    • Доступная среда
    • Дополнительные услуги
    • Вопрос-ответ
    • Оценка качества услуг
    • Поддержка музейных проектов
  • Контакты

Создание и функционирование ледовой дороги. Зима 1941–1942 годов

  • Главная
  • Филиалы
  • Музей «Дорога жизни»
  • Основная экспозиция
  • Создание и функционирование ледовой дороги. Зима 1941–1942 годов

С приближением зимы остро встал вопрос об обеспечении населения Ленинграда и войск фронта, эвакуации жителей и транспортировке военной продукции для фронта, произведенной в блокадном городе, в условиях прекращения навигации. Единственным решением проблемы было строительство дороги по льду Ладожского озера. Организация ледовой трассы требовала тщательной подготовки, изучения ледового режима озера, его особенностей. За короткий срок было разработано несколько проектов ледовой дороги. В экспозиции представлены приборы для гидрографических работ, использовавшихся при прокладке дороги.

19 ноября 1941 года был подписан приказ войскам Ленинградского фронта № 00172 «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро». 20 ноября на восточный берег двинулся санно-гужевой обоз, 350 упряжек направились в сторону Кобоны, где были  сосредоточены запасы продовольствия для голодающих ленинградцев. 21 ноября 1941 года в Осиновец было доставлено первое продовольствие — 63 т муки. На следующий день с западного берега вышла колонна из 60 автомобилей ГАЗ-АА, родилась знаменитая ладожская Военно-автомобильная дорога №101. Вскоре эта дорога была подчинена на правах участка начальнику созданной в конце ноября 1941 года военно-автомобильной дороги №102. Вначале ВАД-102 была ледово-сухопутной трассой большой протяженности. В ее состав входили автодорожные части Ленинградского фронта, склады, перевалочные базы, различные службы. Но главным звеном этой цепи был ледовый участок, проходивший непосредственно по льду Ладожского озера от деревни Кобона на восточном берегу до деревни Кокарево на западном берегу Шлиссельбургской губы.

Многочисленные экспонаты, фотографии и документы рассказывают о самоотверженном труде и бесстрашии водителей автомашин в тяжелейших условиях зимы 1941-1942 годов. Для эвакуации из блокадного Ленинграда детей, стариков и женщин Московский городской Совет направил 100 грузовых машин с двухсменным водительским составом, г. Горький — 80 грузовых машин, Ярославль — 60. В экспозиции представлены модели автомашин Дороги жизни ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, ЗИС-5 и автобуса ЗИС-8 (АТУЛ-АЛ-2). В январе 1942 года 40 таких автобусов москвичи направили в Ленинград. Среди экспонатов, рассказывающих о героическом труде автомобилистов, путевой лист и маршрутная карточка на машину ЗИС-5 шофера И.И.Ямкова, а также вещи водителей ледовой трассы А.П.Петрова и  Г.И.Костылева.

Круглые сутки несли вахту на трассе все службы, призванные охранять ледовую дорогу. На льду в 8–12 км от берега, занятого противником, были сооружены две оборонительные полосы, подходы к ним заминировали. Противовоздушную оборону обеспечивали 10 отдельных артиллерийских дивизионов. В экспозиции представлено боевое знамя 225-го отдельного зенитного артиллерийского дивизиона. С воздуха ледовую дорогу прикрывала вместе с армейской и флотская авиация. 39-я истребительная авиационная дивизия, 123-й, 5-й и 13-й истребительные авиационные полки ВВС Балтийского флота защищали Дорогу жизни. В экспозиции представлены обломки истребителя Героя Советского Союза А.Т.Севастьянова, обнаруженные и извлеченные красными следопытами через 29 лет после гибели летчика.

По всей ледовой трассе стояли большие белые палатки – «ледовые лазареты». В каждой из них печка-буржуйка, на которой всегда стоял чайник с кипятком. В «ледовые лазареты» заходили погреться продрогшие водители, бойцы-дорожники, регулировщики.

В экспозиции представлены экспонаты, рассказывающие о самоотверженной работе медиков на ледовой трассе. В обогревательных санитарно-медицинских пунктах оказывали помощь раненым и обмороженным, в эвакопунктах и эвакогоспиталях медики с честью выполняли свою работу.

С конца марта 1942 года наступил очень трудный период в работе ледовой дороги —борьба за продление ее существования. Благодаря мужеству водителей, а также  героическим усилиям остальных людей,  работавших на дороге, она функционировала до 21 апреля. 24 апреля было прекращено движение всех видов транспорта.

За 152 дня существования ледовой автомобильной дороги Ленинград получил более 361 тысячи т различных грузов, в том числе 262,5 тысячи т продовольствия. Было эвакуировано на Большую землю более 550 тысяч ленинградцев.

Поиск на сайте

Создание и функционирование ледовой дороги. Зима 1941–1942 годов

  • ПРОШЛОЕ ЛАДОГИ
  • НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ НАВИГАЦИЯ. ОСЕНЬ 1941 ГОДА
  • СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛЕДОВОЙ ДОРОГИ. ЗИМА 1941–1942 ГОДОВ
  • ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ. ЗИМА 1941–1942 ГОДОВ
  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ И НАЧАЛО ВТОРОЙ ВОЕННОЙ НАВИГАЦИИ. ВЕСНА 1942 ГОДА
  • ОБОРОНА ВОДНОЙ ТРАССЫ. 1942 ГОД
  • ПРОКЛАДКА ТРУБОПРОВОДА И ЭЛЕКТРОКАБЕЛЯ ПО ДНУ ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА. 1942 ГОД
  • ЛАДОЖСКАЯ ТРАССА ЗИМОЙ 1942—1943 ГОДОВ
  • ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА. 1943 ГОД
  • СТРОИТЕЛЬСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДОРОГИ ПОБЕДЫ. 1943 ГОД
  • ОКОНЧАНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ФИЛИАЛЫ МУЗЕЯ

ФИЛИАЛ МУЗЕЯ НА КРЕЙСЕРЕ «АВРОРА»
Город Санкт-Петербург
КРОНШТАДТСКАЯ КРЕПОСТЬ
Город Кронштадт
«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Д-2 “НАРОДОВОЛЕЦ”»
Город Санкт-Петербург
МУЗЕЙ «ДОРОГА ЖИЗНИ»
Ленинградская область, пос. Ст.Ладожское озеро
МУЗЕЙ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА
Калининградская область, город Балтийск
КРЕЙСЕР «МИХАИЛ КУТУЗОВ»
Краснодарский край, город Новороссийск
МУЗЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
Город Севастополь

Виртуальная экскурсия

Крейсер «Аврора»
В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля.
Оцените качество услуг ФГБУ «ЦВММ»
Подпишись на рассылку событий музея

Посетить музей

ФГБУ «ЦВММ»
Продажа билетов доступна в кассах цвмм и его филиалов в обычном порядке. Билеты продаются для одиночных посетителей и для групп до 6 человек. (в составе членов семьи или друзей, или экскурсионных команд).
Купить билет  

Рубрики

  • Новости ФГБУ «ЦВММ»
  • О музее ФГБУ «ЦВММ»
  • Экспозиция ФГБУ «ЦВММ»
  • Выставки ФГБУ «ЦВММ»
  • Филиалы ФГБУ «ЦВММ»
  • Издания ФГБУ «ЦВММ»
  • Услуги ФГБУ «ЦВММ»

Контакты

  • Санкт-Петербург,
    ул. Большая Морская, д.69A
    пл. Труда, д.5
  • (812) 303-85-13
  • navalmuseum_dm@mil.ru
Оцените качество услуг
ФГБУ «ЦВММ»

Экспозиция

Зал 1 (нижний уровень)
Зал 1 (верхний уровень)
Зал 2
Зал 3
Зал 4
Зал 5
Зал 6
Зал 7
Зал 8
Зал 9
Зал 10
Зал 11
Все залы экспозиции  
© 2025 ФГБУ «ЦВММ» Минобороны России
Без возрастных ограничений Яндекс.Метрика