• Вопрос-ответ
  • Телефоны и e-mail
!
Русский English Chinese
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого
Сайт празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне
  • Санкт-Петербург, пл. Труда, д. 5
  • Музей открыт с 10:00 до 18:00
    Касса работает до 17:15
Ассоциация военно-морских музеев
Ассоциация военно-морских музеев
Купить билет Филиалы Ассоциация военно-морских музеев
Ассоциация военно-морских музеев
Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого «ЦВММ»
  • Новости
    • Новости
    • Подписка на новости
    • Знаменательные даты
    • Архив новостей
    • Анонсы
  • Музей
    • Музей
    • История музея
    • Госкаталог
    • Документы
    • Музейные отделы
    • Мастерские
    • Научно-практическая деятельность ЦВММ
    • Издательская деятельность
    • Предоставление изображений (электронных копий) музейных предметов
    • Собирательская деятельность музея
    • Годовой отчет
    • Музыкальный салон
  • Филиалы
    • Филиалы
    • Филиал музея на крейсере «Аврора»
    • Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
    • Музей «Дорога жизни»
    • Кронштадтская крепость
    • Музей Балтийского флота
    • Крейсер «Михаил Кутузов»
    • Музей Черноморского флота в г. Севастополь
  • Экспозиция
    • Экспозиция
    • Великая Отечественная война в экспозиции и в истории ЦВММ
    • Выставки
    • Передвижные выставки
  • Коллекции
    • Коллекции
    • Корабельный фонд
    • Оружейный фонд
    • Фонд изобразительного искусства
    • Знаменный фонд
    • Фонд проектов кораблей (чертежный)
    • Специальный фонд
    • Рукописно-документальный фонд
    • Фотонегативный фонд
    • Глоссарий
  • ПОСЕТИТЕЛЯМ
    • ПОСЕТИТЕЛЯМ
    • Купить билет ONLINE
    • Цены на билеты в музей
    • Правила продажи билетов
    • Правила поведения в музее
    • Посещение фондов музея
    • ЭКСКУРСИИ
    • Для детей и подростков от 6 до 12 лет
    • Пушкинская карта
    • Доступная среда
    • Дополнительные услуги
    • Вопрос-ответ
    • Оценка качества услуг
    • Поддержка музейных проектов
  • Контакты
  • Новости
    • Подписка на новости
    • Знаменательные даты
    • Архив новостей
    • Анонсы
  • Музей
    • История музея
    • Госкаталог
    • Документы
    • Музейные отделы
    • Мастерские
    • Научно-практическая деятельность ЦВММ
    • Издательская деятельность
    • Предоставление изображений (электронных копий) музейных предметов
    • Собирательская деятельность музея
    • Годовой отчет
    • Музыкальный салон
  • Филиалы
    • Филиал музея на крейсере «Аврора»
    • Подводная лодка Д-2 «Народоволец»
    • Музей «Дорога жизни»
    • Кронштадтская крепость
    • Музей Балтийского флота
    • Крейсер «Михаил Кутузов»
    • Музей Черноморского флота в г. Севастополь
  • Экспозиция
    • Великая Отечественная война в экспозиции и в истории ЦВММ
    • Выставки
    • Передвижные выставки
  • Коллекции
    • Корабельный фонд
    • Оружейный фонд
    • Фонд изобразительного искусства
    • Знаменный фонд
    • Фонд проектов кораблей (чертежный)
    • Специальный фонд
    • Рукописно-документальный фонд
    • Фотонегативный фонд
    • Глоссарий
  • ПОСЕТИТЕЛЯМ
    • Купить билет ONLINE
    • Цены на билеты в музей
    • Правила продажи билетов
    • Правила поведения в музее
    • Посещение фондов музея
    • ЭКСКУРСИИ
    • Для детей и подростков от 6 до 12 лет
    • Пушкинская карта
    • Доступная среда
    • Дополнительные услуги
    • Вопрос-ответ
    • Оценка качества услуг
    • Поддержка музейных проектов
  • Контакты

Первая военная навигация. Осень 1941 года

  • Главная
  • Филиалы
  • Музей «Дорога жизни»
  • Основная экспозиция
  • Первая военная навигация. Осень 1941 года

В июле 1941 года в состав Ладожской военной флотилии вошли два дивизиона канонерских лодок, дивизион тральщиков, два дивизиона катерных тральщиков, отряд транспортов, группа кораблей специального назначения, зенитные батареи, служба связи и другие подразделения управления и обеспечения. В дальнейшем состав флотилии был усилен сторожевыми кораблями и катерами типа МО, бронекатерами, транспортами, а также береговыми формированиями.

Летом 1941 года финская армия, развернув наступление на восточном и западном берегах Ладожского озера, быстро продвигалась к югу. Три стрелковые дивизии 7-й армии сдерживали натиск превосходящих сил врага, но были вынуждены отступить. Для создания угрозы флангам и тылу противника и оказания поддержки отступающим войскам 7-й армии Ладожской военной флотилии было приказано осуществить ряд боевых операций по высадке морских десантов на острова восточного побережья. Также корабли флотилии обеспечивали регулярную доставку войскам боеприпасов, продовольствия, несли дозорную службу с целью не дать противнику перебросить свои войска на прибрежные острова.

К середине августа для войск, оборонявших Ленинград, наступил чрезвычайно критический момент. Требовалось вывести из окружения и перебросить на решающие направления битвы за Ленинград советские войска, которые были прижаты к Ладожскому озеру. Эта задача была поставлена перед Ладожской военной флотилией. Моряки успешно справились с возложенной на них миссией, с помощью моряков-ладожцев 168-я дивизия вышла из окружения. Было эвакуировано около 23 тысяч человек, 140 орудий  и много техники. В этой операции особо отличились сторожевой корабль «Пурга», спасательный корабль «Сталинец», канонерские лодки «Селемджа» и «Бира», катера типа МО и др. На сторожевом корабле «Пурга» держал свой флаг командующий Ладожской военной флотилией, капитан 1 ранга Б.В. Хорошхин. Много раз «Пурга» эвакуировала с берега пехотинцев. Модель этого боевого корабля находится в экспозиции музея.

Бок о бок с военными моряками сражались водники Северо-Западного речного пароходства. Большая часть перевозки личного состава и материальной части 168-й дивизии осуществлялась на баржах пароходства, переоборудованных специально для этого, и на транспортах. Дивизии, переброшенные с берегов Ладоги под Ленинград, внесли достойный вклад в оборону города.

Кольцо блокады замкнулось, и остался единственный путь доставки в Ленинград всего необходимого для жизни и борьбы — по Ладожскому озеру. После захвата Шлиссельбурга принимать грузы можно было только на западном побережье озера. Здесь, в районе железнодорожной станции Ладожское озеро, началось спешное создание пристаней в гаванях Осиновец и Гольсмана, велись работы по углублению дна, строительству узкоколейных подъездных путей, складов, землянок. 12 сентября 1941 года на западный берег, к Осиновецкому маяку были доставлены первые продовольственные грузы — 626 т зерна и 116 т муки. За 79 дней первой навигации кроме оперативных перевозок (на восточный берег были переброшены 191-я и 44-я стрелковые дивизии и бригада морской пехоты) по Ладоге было эвакуировано около 33,5 тысячи ленинградцев и более 3 тысяч раненых.

Благодаря экспонатам музея мы узнаем о многочисленных подвигах моряков-ладожцев, которые подвергались постоянным атакам немецких «юнкерсов» и «хейнкелей». В музее представлены также экспонаты, повествующие о славных боевых делах экипажа сторожевого корабля «Конструктор». 4 ноября 1941 года «Конструктор», перевозивший 250 эвакуируемых ленинградцев, был атакован самолетами противника. В результате попадания двух бомб «Конструктор» получил тяжелейшие повреждения и стал быстро заполняться водой. Положение корабля было критическим. Экипаж героически боролся за его живучесть и спасение людей. Подошедшая на помощь канонерская лодка «Бурея» сняла уцелевших пассажиров, а команда «Конструктора» продолжила сражаться за спасение корабля. Благодаря высокому профессионализму и смелости экипажа «Конструктор» был спасен и после ремонта продолжил свою боевую службу.

Мужество и героизм проявили моряки Ладоги при прокладывании телефонного кабеля по дну Ладожского озера. С началом блокады прекратилась телефонно-телеграфная проводная связь Ленинграда со страной. Радиосвязь была ненадежной. В исключительно сложных условиях, в штормовую погоду, при систематических налетах авиации противника связистам Ленинградского фронта и морякам Ладожской военной флотилии удалось проложить по дну Ладожского озера несколько телефонно-телеграфных кабелей. Прокладке кабеля предшествовала разведка трассы гидрографами Ладожской флотилии, гидрографическое обеспечение прокладки осуществляло судно «Сатурн». Водолазные работы выполнялись отрядом аварийно-спасательной службы Балтфлота и Ладожской флотилии. 

Поиск на сайте

Первая военная навигация. Осень 1941 года

  • ПРОШЛОЕ ЛАДОГИ
  • НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
  • ПЕРВАЯ ВОЕННАЯ НАВИГАЦИЯ. ОСЕНЬ 1941 ГОДА
  • СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛЕДОВОЙ ДОРОГИ. ЗИМА 1941–1942 ГОДОВ
  • ЛЕНИНГРАД В БЛОКАДЕ. ЗИМА 1941–1942 ГОДОВ
  • ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ И НАЧАЛО ВТОРОЙ ВОЕННОЙ НАВИГАЦИИ. ВЕСНА 1942 ГОДА
  • ОБОРОНА ВОДНОЙ ТРАССЫ. 1942 ГОД
  • ПРОКЛАДКА ТРУБОПРОВОДА И ЭЛЕКТРОКАБЕЛЯ ПО ДНУ ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА. 1942 ГОД
  • ЛАДОЖСКАЯ ТРАССА ЗИМОЙ 1942—1943 ГОДОВ
  • ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА. 1943 ГОД
  • СТРОИТЕЛЬСТВО И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДОРОГИ ПОБЕДЫ. 1943 ГОД
  • ОКОНЧАНИЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ФИЛИАЛЫ МУЗЕЯ

ФИЛИАЛ МУЗЕЯ НА КРЕЙСЕРЕ «АВРОРА»
Город Санкт-Петербург
КРОНШТАДТСКАЯ КРЕПОСТЬ
Город Кронштадт
«ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Д-2 “НАРОДОВОЛЕЦ”»
Город Санкт-Петербург
МУЗЕЙ «ДОРОГА ЖИЗНИ»
Ленинградская область, пос. Ст.Ладожское озеро
МУЗЕЙ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА
Калининградская область, город Балтийск
КРЕЙСЕР «МИХАИЛ КУТУЗОВ»
Краснодарский край, город Новороссийск
МУЗЕЙ ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА
Город Севастополь

Виртуальная экскурсия

Крейсер «Аврора»
В Санкт-Петербурге, у Петроградской набережной отчетливо выделяется силуэт военного корабля.
Оцените качество услуг ФГБУ «ЦВММ»
Подпишись на рассылку событий музея

Посетить музей

ФГБУ «ЦВММ»
Продажа билетов доступна в кассах цвмм и его филиалов в обычном порядке. Билеты продаются для одиночных посетителей и для групп до 6 человек. (в составе членов семьи или друзей, или экскурсионных команд).
Купить билет  

Рубрики

  • Новости ФГБУ «ЦВММ»
  • О музее ФГБУ «ЦВММ»
  • Экспозиция ФГБУ «ЦВММ»
  • Выставки ФГБУ «ЦВММ»
  • Филиалы ФГБУ «ЦВММ»
  • Издания ФГБУ «ЦВММ»
  • Услуги ФГБУ «ЦВММ»

Контакты

  • Санкт-Петербург,
    ул. Большая Морская, д.69A
    пл. Труда, д.5
  • (812) 303-85-13
  • navalmuseum_dm@mil.ru
Оцените качество услуг
ФГБУ «ЦВММ»

Экспозиция

Зал 1 (нижний уровень)
Зал 1 (верхний уровень)
Зал 2
Зал 3
Зал 4
Зал 5
Зал 6
Зал 7
Зал 8
Зал 9
Зал 10
Зал 11
Все залы экспозиции  
© 2025 ФГБУ «ЦВММ» Минобороны России
Без возрастных ограничений Яндекс.Метрика